Из-за взрывного роста заболеваемости новым штаммом коронавируса, российские регионы отказывают своим жителям в плановой медицинской помощи
Коллапсом назвал сетевой аналитик Андрей Нальгин ситуацию, сложившуюся в отечественном здравоохранении. Причем, по мнению эксперта, он уже разразился в десятке субъектов Федерации, и будет усугубляться.
Причина все та же: по данным ВОЗ, Россия занимает 121-е место в мире по расходам на здравоохранение (5,3% ВВП), уступая даже ЦАР (5,8%). В бюджете же на текущий год и предстоящую трёхлетку медицинские расходы были сокращены.
Похоже, совсем заоптимизированная Минздравом и финансируемая на уровне африканских стран российская система здравоохранения снова захлёбывается и тонет из-за наплыва больных с коронавирусом или подозрением на него.
За минувшие сутки в России выявили рекордные 74,6 тысячи случаев Covid-19, при этом 12,2 тыс. чел. были госпитализированы. Число заболевших за неделю удвоилось и достигло 416 тыс. чел., превысив рекорд предыдущей, осенней волны (280 тыс). Но это, по прогнозам, ещё не пик…
А результат уже налицо: уже в 10 российских регионах на фоне взрывного роста заболеваемости новым штаммом коронавируса омикрон, медицина перестала справляться. Шесть регионов приостановили оказание плановой медицинской помощи, а еще четыре ограничили работу поликлиник из-за всплеска заболеваемости и перегрузки больниц.
В Санкт-Петербурге плановая помощь остановлена с 21 января, что связано с быстро возрастающей нагрузкой на амбулаторное звено из-за распространения омикрон-штамма.
С 24 января плановую медпомощь не могут получить жители крупнейших городов ЯНАО — там нагрузка выросла более чем в 10 раз. Ограничения введены в Салехарде, Новом Уренгое, Ноябрьске, Лабытнанги, Муравленко, Губкинском, а также во всём Приуральском районе.
С 25 января из-за нехватки специалистов плановая помощь прекращена в Архангельской области.
В тот же день аналогичная беда настигла Калининградскую область, заставив её ввести суровые ограничения на плановую медпомощь: исключения составят лишь социально значимые заболевания — туберкулез, онкология и инфекции.
В больницах Карелии останавливают не только плановую помощь (с 25 января), но и специализированную стационарную помощь (с 1 февраля), за исключением «смертельно опасных случаев», а поликлиники по факту почти полностью превратились в «красные зоны» из-за ковида.
В Башкирии, Нижегородской Мурманской области, а также в Ставропольском крае временно остановили проведение плановых диспансеризаций и профилактических осмотров.
Ещё в 12 регионах, в числе которых Амурская область, Еврейская АО, Камчатка, Курская, Ленинградская, Саратовская, Томская, Ярославская области, Бурятия, Хакасия, Сахалин, Ставропольский край, оказалось невозможно дозвониться до поликлиник. Но даже и успешный дозвон не решает проблем больных: к каждому четвёртому либо не пришёл врач, либо не приехала «Скорая», либо не привезли лекарства
В двух регионах произошёл коллапс системы «Скорой помощи». В Ингушетии дозвониться просто невозможно, а в Самарской области время ожидания ответа оператора приблизилось к получасу.
И даже в «благополучной» Москве на три недели прекращают плановую госпитализацию в детские больницы из-за роста заболеваемости коронавирусом среди детей.
Возможно, в прошлые годы нечто подобное и было в регионах на фоне каких-нибудь особо злобных вспышек гриппа. Но не одновременно и повсеместно.
Первоначально возникновение заболевания рассматривалось как некое внешнее и совершенно враждебное человеку живое существо, которое каким-либо образом проникает в его тело и способно вызвать болезненное состояние. Таким образом, абсолютная беспомощность человека той эпохи перед силами природы в сочетании с непониманием сущности и законов окружающего мира способствовали возникновению ложных представлений о существовании злых духов, способных вселяться в организм человека, а также привели к разработке и применению целого ряда магических средств и приёмов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и так далее), которые являлись, по сути, зачатками психотерапии. Зарождение и развитие зна́харства и шама́нства на ранних этапах существования человека привело к возникновению понятия лечения как такового. В странах Древнего Востока получила развитие так называемая жреческая, или храмовая, медицина. Кроме того, письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы; Хаммурапи законы; Ману законы и Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют, что в древних государствах законодательным путём были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.
Таким образом, в древнем мире врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приёмы и целебные средства народной медицины. Немаловажное значение уделялось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Известны дошедшие до наших дней свидетельства успешного (следы восстановления костной ткани в области рукотворных трепанационных отверстий, наличие костных мозолей на сломанных костях и так далее) применения хирургических методов лечения: трепанация черепа, кроме того, описано применение в случае патологических родов или гибели роженицы во время кесарева сечения, а в случае внутриутробной гибели плода — эмбриотомии и так далее. Древнекитайская медицина использовала более 2 000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень, ртуть, корень ревеня, камфора и другие. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии. Относительно высокого уровня достигли в Древней Индии анатомия и хирургия.